Previous Entry Share Next Entry
ищем деньги
alex_first001
Одним из самых часто повторяющихся аргументов против развития трамвайной системы в городе является слишком высокая стоимость трамвая. Оппоненты утверждают, что реанимация трамвая требует миллиардов рублей. В частности Игорь Богатырев, ссылаясь на некий источник, говорит о цифре около 4 млрд. рублей. Другие апеллируют суммой в 20 млрд. Такой вот разброс. Сколько же денег нужно на самом деле и где их взять? На эти вопросы я постараюсь дать ответ.

Следует сказать несколько слов об устройстве экономики в современной России. Так вышло, что федеральный центр, Москва, забирает большую часть всех налогов из города, а дальше в виде федеральных программ и другой господдержки «возвращает» регионам. Не нужно говорить, что возвращается денег намного меньше, чем отдается. В муниципальный бюджет поступает лишь 20% от подоходного налога с физических лиц. Другими источниками дохода является продажа муниципальной собственности (Детский мир) и сдача собственности в аренду. И если второй вариант более перспективен в качестве источника дохода, то первый позволяет получить сиюминутную выгоду. Кроме того, существуют межбюджетные трансферты в рамках разных федеральных или местных целевых программ. Это, в общем, основные варианты формирования бюджета. При такой технологии, с одновременно высокой неэффективностью управления, очень сложно развивать город, создавать что-то новое. Все администрации, депутаты, чиновники озабочены поддержанием «стабильности», то есть, банально, чтобы не развалилось то, что есть сейчас. И если бизнес, мы видим, делает какие-то неплохие проекты: «Рубин», всякие коммерческие рестораны и клубы, развлекательные комплексы, то администрацию очень сложно похвалить за что-то выдающееся, потому что ничего не происходит. Нет хороших парков, нет красивых набережных, нет пешеходных зон, велодорожек, перекрестки и тротуары раздолбаны «доступной средой».

На это влияет огромная доля неэффективности власти.

Помимо этого есть влияние централизации ресурсов, которое делает региональные города сильно зависимыми от федерального центра.

ф1
http://legantmar.livejournal.com/115753.html

В такой сильно централизованной модели экономики возникает много негативных последствий. Молодежь бежит в столицу. Из всех регионов люди стараются перебраться в Москву. В Твери ничего не происходит, нет хорошего транспорта, отсутствуют перспективы, очень низкий уровень профессионализма. Всего через 200 км, работая на точно такой же должности, что и у нас в городе, любой человек может получать в 2-3 раза больше денег. Совсем рядом с Тверью находится гигантский центр, перенасыщенный деньгами, где есть много перспектив самореализации для молодежи, где высокие зарплаты и высокий уровень жизни. Понятно, что в депрессивном городе, где любое маленькое события (шоу над водой flyboard) воспринимается как нечто грандиозное, и посмотреть на это стекается весь город. Тут не может комфортно чувствовать себя талантливая и перспективная молодежь. Она отсюда бежит. Её место занимают люди из деревень и области, потому что в селе тоже нечего делать, нет перспектив. Отсюда общее уныние, непрофессионализм и низкие требования к качеству жизни.

И что бы Глава города, депутаты, администрация ни делали - всё равно бюджет Твери как был 6 млрд., так и будет 6 млрд. Нет никаких новых источников и законных возможностей сделать из 6 млрд. - 30 млрд. Хотя есть вариант: нужно проводить реформы и распределять больше денег регионам, перестать контролировать все потоки в Москве. Так очень удобно управлять, когда ты сидишь на мешке с деньгами и решаешь, где там 98% на выборах, туда и пойдут денежки. Конечно, в корреляцию голосования за ЕР и дотациями Чечне не сильно верю, однако следует помнить, что любой оппозиционный мэр всегда очень легко контролируем из Москвы. Хочешь что-то сделать? Нужны деньги. А деньги есть в Администрации Президента, оттуда и будут указания, как именно себя за это нужно вести.

Поэтому лозунг «Хватит кормить Москву» должен быть более востребован, чем в отношении Кавказа. Ибо обеспечивать себя все должны стараться сами, кто по каким-то причинам не может – тем и нужно помогать.

Возвращаясь в наш муниципальный ад, следует отметить и проблемы разбалансированности и несправедливости распределения бюджета.

На дорожное хозяйство, ремонт и строительство дорог в Твери в 2013г. будет истрачено порядка 1млрд. 100 млн. рублей. Это большая сумма относительно городского бюджета. При этом на развитие (поддержание) общественного транспорта будет истрачено порядка 100 млн. рублей, то есть в 11 раз меньше. При этом ОТ пользуются не менее 65% населения города, то есть большинство. В эту категорию входит много людей из маломобильных групп: пожилых людей, мам с детьми, инвалидов. То есть тех, для кого ОТ должен быть максимально доступен, предсказуем и удобен. Их, кстати, в городе около 27%.

Но что же мы видим? Открываем Городскую целевую программу по развитию ОТ- сумма на 2013г. — 8,5 млн. рублей (!!!)
ГЦП - ОТ
(скачать ГЦП - развитие муниципального пассажирского транспорта г. Твери и убедиться лично)

На эту сумму не купить ни автобус, ни трамвай – вообще ничего не сделать. Только купить всякие спец. части для контактной сети, чтобы не развалилось. То есть бюджет развития на всех пользователей городского муниципального ОТ в этом году составляет 8,5 млн. К слову сказать, автопарк Правительства Шевелева обошелся нам в 79 млн. Почувствуйте разницу.

Такого дисбаланса быть не должно. Из-за недофинансирования ОТ уже много лет подряд, трамваи и остальной транспорт уходит в небытие. В эти гробы на рельсах страшно залезать, многим они надоели, вызывают в основном раздражение. Много разговоров о полной ликвидации трамвая в городе. При первой возможности молодежь старается получить права и купить себе авто, любой тазик лучше, чем ехать в этой захудалой маршрутке с нелегалом за рулем. Те, кто без машины, считаются неудачниками, людьми боле низкого уровня. Город задыхается от пробок, уровень автомобилепользования растет. Уже чтобы в магазин сходить, не говоря о банальной поездке на работу, люди заводят свой драндулет, а потом кидают его, где попало. На газоне, тротуаре, пешеходном переходе.

Амстердам
(при желании так будет и в Твери)

Эту ситуацию можно изменить, и вот для этого никакой федеральной реформы совершенно не нужно. Можно более сбалансировано распределять бюджет, начать финансировать ОТ. Ну, 8,5 млн. это просто смешно, все, кому я это рассказываю, просто громко смеются. А у них там целая городская целевая программа, разработанная ещё Толоко, потом подписанная Павловым. Они её до 2015г. собираются реализовать, каждый год по 8 млн. Честно говорят, я это воспринимаю как оскорбление. Ну нельзя же так издеваться над здравым смыслом.

Более того, при качественном мэре и хорошем управлении можно искать всякого рода ходы для многократного увеличения бюджета ОТ. Тверь – областной центр, должна ли в нем быть современная система ОТ с хорошим трамваем? Конечно, должна. И все это понимают, на всех уровнях власти. Есть на это деньги? Они есть. Что делать?

  1. Необходимо сбалансировать расходы между дорожным строительством и ремонтом с расходами на ОТ.

  2. Необходимо активнее принимать участие в федеральных программах. Писать запросы и письма о необходимости выделения больших сумм на развитие трамвая. Как показывает опыт других российских городов, деньги конкретно под это дают.

  3. Объяснять губернатору, что город удобным для жизни без ОТ быть не может. Он перед выборами нам что-то обещал, значит, он что-то должен. Областной бюджет, к слову, 40 млрд. рублей.

  4. Объяснять Путину, что нужен не только мост, но и хороший ОТ, иначе прокатят вашу ЕР на выборах на этом дряхлом трамвае по существующем рельсам так, что мало не покажется.

  5. Быть более активными и требовательными. Вон, у Кадырова как хорошо получается шантажировать, Грозный целый отстроил, а наши ни черта не делают. Уж поверьте, если вы думаете, что Корзин с Павловым только и заняты поиском средств, то это очень далеко от правды.

Противники трамвая вовсе никакие и не противники. Они всеми руками и ногами за этот вид транспорта, потому что понимают его высокую эффективность.

Просто они не верят, что под это найдутся деньги. Они рассуждают с позиции унылого мэра, который хочет хоть как-то выжить на своем месте. А нужно рассуждать стратегически, с позиции жителей, которые платят налоги, и которые говорят, что мы ничем не хуже европейцев, у нас куча нефти, куча газа, куча энергии, мы зарабатываем, платим налоги, поэтому мы хотим удобные города. Если власть нам их не даст, значит, мы сами станем властью и сделаем себе хороший город. Хватит поддаваться депрессии гнусных менеджеров, не нужно думать, что мы особенные или недостойные. Будьте реалистами – требуйте невозможного, только так изменим город.


  • 1
советую посмотреть и эту статью:
http://legantmar.livejournal.com/43010.html

как хорошо всё сказал то

Ну насчет того, что делай или не делай, в Твери всего будет 6 миллиардов, Вы явно не знаете, из чего складывается бюджет города. Основные поступления - аренда и продажа имущества (как Вы правильно сказали). Но есть и громадная составляющая - земля. Но благодаря губернатору Зеленину землей в городе Твери управляет область, то есть Шевелев. И вся земля отдается бесплатно. А это миллиарды рублей. То есть если внимательно посмотреть, то выудить в наш бюджет 5-6 миллиардов в год не составляет проблем. Проблема в другом - этот поток направлен в карманы чиновников, а чиновники типа Шевелева и ему подобных никогда с этим потоком не расстанутся. К сожалению долго объяснять, как написаны наши законы и как наше законодательство работает на наших чиновников. Да и слишком экономику знать нужно - по налоговым отчислениям, по составу арендной платы и т.д. В общем деньги есть, есть миллиарды, но пока идут они во благо чиновников. И нужно думать не о 8.5 миллионах рублей на ОТ, а о том, как перенаправить денежные потоки в наш тощий бюджет. Без борьбы эти деньги никто не отдаст.

спасибо за комментарий!

хорошо, если бы нашлись люди, которые бы залезли в Гор. бюджет - посмотрели, что там там происходит, детально разобрались в формировании и описали возможности увеличения поступлений. Если всё так, как вы говорите, и область выезжает за счет города, то это при нормальном освещении было бы очень сильной темой.

вот точные слова

"нашлись бы люди"!

В общем, надо клянчить у Путина свои деньги

По поводу правительства области и города нареканий много, конкретно в транспортной ситуации есть еще один аспект взаимоотношений города и области, сразу сошлюсь, это не мой вымысел, а разъяснения чиновника.

Область имеет возможность в транспортной сфере софинансировать городские проекты, в частности, городу например надо найти около 10% от требуемой суммы, но...
... причина по которой, область не идет на реализацию проектов - неэффективная структура управления администрации г.Твери.
- Департамент Транспорта
- Департамент благоустройства
- Районные администрации города, все эти структуры участвуют в формировании реализации проектов в дорожной и транспортной сфере, при чем, кто из них чем занимается, какие полномочия и ответственность, наверняка не знают они сами.

Отдельно встану на сторону ГИБДД, ГИБДД за основу берет аспект безопасности, им политика и экономика до фени, они вносят рациональные предложения по оптимизации и реконструкции дорожной инфраструктуры, но по причине отсутствия финансирования и путанной структуры администрации города, большинство предложений ложатся на полочку собирать пыль.

Про 10% очень и очень интересно!

=========
Хотя есть вариант: нужно проводить реформы и распределять больше денег регионам, перестать контролировать все потоки в Москве.
=========
Извините, вмешаюсь как человек, не чуждый проблемам фискального федерализма, но это благопожелательное общее место, в реальности представляющее собой подмену проблемы.

Во-первых, далеко не все финансовые потоки реально перераспределяются в Москве (вы очень грамотно возбуждаете негодование людей, говоря о том, что только 20% подоходного налога идёт в бюджет Твери, но умалчиваете о том, что 80% идёт не в федеральный бюджет, а в областной, т.е. тратится на территории той же области - хотя далеко не факт, что в том же городе. В общем и целом, местное самоуправление у нас действительно налогами обделено - но это выторговали себе у центра именно региональные власти.

Налог на прибыль тоже почти полностью идёт в региональный бюджет, но тут совсем другая проблема - крупным компаниям тупо проще вести учёт централизованно и отчитываться перед налоговыми в Москве или Петербурге. Тут готового решения нет, но это вообще проблема налогов на капитал во всём мире - из-за мобильности капитала его облагать налогами чрезвычайно сложно.

Насчёт "возвращаются далеко не все деньги" - это не так, потому что большинство регионов дотационны. Подчёркиваю, что дотационность региона в том смысле, в котором она используется Минфином, а не журналистами - понятие, вообще никак не связанное с региональным бюджетом, это просто соотношение денег, которые ФЕДЕРАЛЬНЫЙ бюджет с территории региона получает и которые на территории тратит. При этом далеко все федеральные расходы на территории региона обязаны выражаться в трансфертах региональному бюджету - федералы намного больше тратят напрямую или вообще, например, через Пенсионный фонд (кстати, с зарплат федеральных служащих вычитаются те же 13% в региональные и местные бюджеты).

Поэтому от реальной фискальной децентрализации такой регион, как Тверская область, не получит ничего, а скорее проиграет (увы, но нефти и газа, на которые вы в последнем абзаце претендуете, конкретно у вас нет). Другое дело, что есть и долгосрочные эффекты - например, что регионы станут работать над привлечением инвесторов, а не федеральных трансфертов. Но эффект для социальной сферы в первое время может быть крайне тяжёлым.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account